Методическая страничка.

Каждый год в нашем детском саду проводятся большие мероприятия (концерты), на которые мы приглашаем гостей и  СМИ.
Проект «Непобедимая и легендарная» - 2014 г.
Проект «Мы разные, но мы вместе» - 2015 г.
Проект «Самый лучший город на земле» - 2016 г.
Проект «Доброта спасёт мир» - 2017г.


 Осенние развлечения в 2018 году.
Во второй младшей группе сценарий "Под широким дубом", был опубликован в журнале "Колокольчик". Хочу сказать большое спасибо коллегам, которые очень творчески подходят к своей работе, предлагают свои разработки, и которыми можно воспользоваться. Спасибо за музыкальный репертуар.

В старших группах сценарий называется "Золотая кисточка", с очень интересным сюжетом и героями.


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

      Игра является средством, которое позволяет всесторонне влиять на развитие ребёнка. Д.Б. Эльконин "...игра влияет на формирование всех основных процессов, о самых элементарных, до самых сложных".
      По мнению О.С. Газмана, в игре у детей возникает три цели. Первая цель - удовольствие от игры, вторая - выполнять правила игры и третья - творческое выполнение игровой задачи. В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развития навыков сотрудничества.
      В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, интонацию.
      Можно выделить три группы музыкальных игр.
1. Игры на развитие внимания (развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, быстроту двигательной реакции, фонетический и речевой слух).
2. Игры на развитие памяти (развивают разные виды памяти: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти).
3. Игры на развитие мышления (способствуют развитию умственных действий - сравнения, сопоставления, анализа и синтеза).
     По форме проведения игры подразделяются на:
-статические (стоя или сидя);
-игры с движением;
-речедвигательные игры;
-игры-шутки;
-игры-песни;
-артикуляционные игры; разных видов музыкальной деятельности
-игры-забавы;
-игры-загадки;
-ритмические игры.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.

"Небо, воздух, земля" - научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.
"Ножками затопали" - развивать длительность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал.
"Мотылёк" - развивать слуховое внимание, наблюдательность, речевой слух.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.
"Повтори ритм" - развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.
"Мышки" - развивать наглядно-образную память.
"Кто пришёл в гости?" - развивать тембровый слух, слуховую память.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.
"По тропинке" - развивать умственные действия; учить согласовывать характерные движения с музыкой.
"Исправь ошибку" - развивать умение анализировать, учить согласовывать глаголы с существительными.
"Где бывали?" - развивать творческое воображение, ассоциативное мышление.
     Развивающие игры рекомендуется проводить во всех частях музыкального занятия: в начале, в середине, в конце, чтобы распределить равномерно эмоционально-психологическую нагрузку, предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес ребёнка.




                                                      РИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ.

    Ритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Являясь одновременно частью и физического, и музыкального воспитания детей, ритмика открывает огромные возможности для развития их двигательных функций, музыкального слуха и памяти, эмоциональных проявлений, основных психических процессов, общения детей друг с другом и со взрослым.
   Значимость ритмического воздействия на человека отмечалась в работах многих исследователей (В. М. Бехтерева, С.С. Корсакова, В.А. Гиляровского и других), однако основоположником музыкально-ритмического направления был швейцарский педагог, музыкант Эмиль. Жак-Далькроз. Его "метод ритмической пластики" основывался на том, что именно музыка является идеальным регулятором движений человека, который помогает устанавливать соотношение между временем, пространством и движением, воспитывая у человека правильные двигательные привычки. 
    На современном этапе музыкально-ритмическое воспитание направлено на решение образовательных, эстетических и воспитательных задач.
Задачи занятий ритмикой.
К образовательным задачам можно отнести:
- формирование двигательных умений и навыков;
- совершенствование основных психомоторных качеств (переключаемости движений и двигательной памяти);
- развитие ритмических способностей;
- развитие пространственных представлений и координации движений.
Эстетические задачи:
- воспитание музыкального вкуса, формирование умения понимать прекрасное;
- обучение движениям по музыки.
Воспитательные задачи:
- развитие чувства взаимопомощи, внимательного отношения к другим;
- формирование самостоятельности;
- воспитание ответственного отношения к выполнению заданий, стремления доводить начатое до конца;
- повышение уровня самооценки детьми.
Принципы.
    При решении образовательных, эстетических и воспитательных задач важно учитывать общедидактические и специфические принципы.
Общедидактические принципы.
1. Принцип систематичности.
2. Принцип сознательности и активности.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип доступности и индивидуализации.
5. Принцип постепенного повышения требований.
Специфические принципы.
1. Принцип единства развития и диагностики.
2. Принцип полифункционального подхода.
3. Личностно-деятельный принцип.
4. Принцип реализации коммуникативного намерения.
5. 

Роль воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий.

    Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участие воспитателя в работе с младшими группами, где ему принадлежит роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю: оказывать помощь каждому ребёнку, следить, чтобы он не отвлекался, был внимательным. В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но всё же помощь воспитателя необходима. Он может показывать движения, исполнить пляску вместе с ребёнком , у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми 3-4 лет воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В группах детей 4-5 лет он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

Влияние музыки

на развитие творческих способностей ребенка.

 

О положительном  влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей. Многие родители желали бы, чтобы их ребёнок был чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей. Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!  Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у  своего ребёнка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему? Потому, что большая часть из них либо сами не посещали уроков музыки в детстве, либо у них остались неприятные воспоминания о самом процессе обучения - их вынуждали это делать в угоду их же родителям.

В наш век родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Но самое интересное, взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос: «Почему прекратились музыкальные занятия?» -  звучит практически стандартный ответ: «Ребёнок сам не захотел, у него появились другие увлечения».  Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей выглядит очень сложно. Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки так же, как их дети? В этом нет никакой необходимости. В основе любого образования лежит, в первую очередь, интерес. Чтобы в самом начале у ребёнка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддержать интерес долгие годы, требуется целенаправленность, терпение и специальные знания. Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок мог  послушать музыку, поиграть на детских музыкальных инструментах; посещать концерты, театральные постановки, соответствующие возрасту детей с последующим обсуждением. Активное участие семьи в процессе музыкально – эстетического воспитания детей дома и в мероприятиях детского сада способствует развитию музыкальных способностей и интереса дошкольников к дальнейшему обучению музыке.

                                                                                 08.12.2021

Консультация для родителей: «В какие игры играть с детьми дома»

Предлагаемые игры используются воспитателями и логопедами для развития у детей фонематического восприятия, слухового внимания и слуховой памяти, что помогает старшим дошкольникам успешно овладеть звукобуквенным анализом в процессе обучения грамоте. Может  что-то Вас заинтересует и игры в кругу семьи станут доброй и полезной традицией.

Игра   «Часы»

Детям   предлагаются  часы   с  циферблатом   двух  цветов.   Дети  определяют,  какой  звук  в  слове,  выбирая  часы   определенного   цвета.   Далее дети   определяют  место данного  звука    в слове   1-ый,  2-ой,  3-ий  и  т.д.  и  ставят   стрелку  на  определенную  цифру.

Игра   в   лото

Детям  предлагаются   карточки   с   картинками   на   слова,   включающие  данный  звук   и   не   имеющие   его,   а   так  же   квадратики  с   буквой   и   без   нее.   Педагог называет   слова.   Дети   находят  на   карточке   соответствующую   картинку,  определяют, есть  ли   в   ее   названии   данный   звук   и  закрывают   картинку   квадратиком   с  буквой, или цветным квадратом без буквы, если в слове нет   данного звука.

К  картинке   подобрать  букву,  соответствующую  первому   звуку  слова.  Предлагаются  картинки,   названия  которых  начинаются   с   ударного   гласного (уши,  облако,  утка).

Изменить   1-ый  звук  слова  (кость - гость,  парта - карта,  моль – боль, толь – соль, мак - рак ).  

Лото  «Необычные   цветы»

На   доске   прикрепляется  контур  цветка  с  прорезями  для  лепестков.   У  детей   находятся   лепестки  с   изображениями  различных  предметов.  Дети выбирают  только  те  изображения,  названия  которых    начинается  с  заданного  звука. Выбранный  лепесток   прикрепляется    к  контуру  цветка.

Лото  « Какой  первый  звук?»

 Детям  предлагаются  карточки  лото  на  слова,  начинающиеся, например,  со  звуков  М,  Ш,  Р   и  соответствующие  буквы. Педагог  называет  слово.  Дети  находят   картинку,  называют   её,   определяют  первый  звук  и  закрывают  картинку  буквой,  соответствующей   первому    звуку  слова.

                                                                                                                28.03 2022


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ДЕТСКОМ САДУ.

Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки), другие - по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.

Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На инструментах с хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим черным клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К. Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам, с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук, резиновой - более приглушенный, мягкий.

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) - «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Внутри каждого тембра (звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые выразительные краски. Так, например, среди звенящих инструментов треугольник звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает» более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко, празднично, а колокольчик - тихо, нежно и звонко.

Звучание духовых инструментов также разнообразно. У флейты звук нежный и светлый, у кларнета и саксофона - более насыщенный, у триолы, симоны - яркий и даже резковатый.

Струнные музыкальные инструменты и игрушки - это цитра, цимбалы, арфа. Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.

Клавишные детские инструменты-игрушки - это пианино и рояль.

Клавишно-язычковые - аккордеон, гармонь, баян.

                                                                                                                                30.09.22г.




Как оборудовать музыкальные уголки в разных возрастных группах.

Когда дети свободны, они проявляют индивидуальные склонности: рисуют, лепят, поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить музыкальный уголок и оборудовать его пособиями.  

В уголке должны находиться полка для музыкальных пособий и настольных дидактических игр. Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. Это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбираются с учетом возраста детей и последовательностью ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкальных занятий. Музыкальные игрушки, чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном ими пользуются дети самого младшего возраста (погремушки, дудочки, колокольчики и т.д.) Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих, хотя иногда и носят их названия, схожи по внешнему виду. Это разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них самодельные. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.

Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, различно звучащие по высоте, и дети узнают какой колокольчик "поет" выше, какой ниже.

Для развития ритмического слуха лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.

Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание из струнной, духовой или ударной группы, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.

                                                                                                                 12.10.22

 Рекомендации по оснащению музыкальных уголков.

В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.

Детям младшей группы дают ударные инструменты: бубен, барабан, погремушки, колокольчики и шумовые инструменты – трещотки, шуршалки.

Средней – можно добавить деревянные палочки, деревянные ложки, металлофон (во второй половине года) а также разные коробочки с наполнителями.

Старшей – румба, треугольник металлофон, а также шумовые инструменты.

Подготовительной – маракасы, трещотка, кастаньеты, ксилофон, цитра и шумовые инструменты, которые могут использоваться в сюжетно – ролевых играх.

В течение года игрушки и пособия меняют, убирают и вновь приносят, чтобы поддержать интерес к ним, желание с ними действовать.

Желательно в каждой группе иметь магнитофон и небольшой набор кассет или дисков с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок. В этом случае педагог сможет удовлетворить у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.

 30.10.22 г.

ПРАЗДНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Все любят праздники, но особенно их обожают дети.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, ибо впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздничные утренники в детском саду — важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в детском саду. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.  Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.

Утренники, как и любое другое событие, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, на малышей ложится большая нагрузка, и моральная, и физическая. Подготовка занимает много времени и сил, зачастую дети участвуют в абсолютно новой для себя роли. Дети нуждаются в поддержке, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

 ВНИМАНИЕ: Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник. Ничего кроме неприятностей для ребенка (из – за незнания материала, неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов песен, неумения правильно и вовремя перестроиться) не получиться. Ребенок расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает остальным детям.

 И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям предоставляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.

 Цели организации праздника.

 Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; позволяет каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные, патриотические качества. 

Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, семье. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. 

Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дети разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребенка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.

 28.11.22


КАК ОРГАНИЗОВАТЬ НОВЫЙ ГОД В ДЕТСКОМ САДУ.

Подготовка к Новому году в детском саду начинается задолго до его празднования. Уже в ноябре родительскому комитету предстоит решить много непростых вопросов.

Во-первых, подарки детям на Новый год в детском саду.

Чаще всего родители останавливают свой выбор на уже готовых конфетных наборах. Непременное условие – все подарки на Новый год в детском саду должны быть одинаковыми, тогда не будет возникать обидных сравнений «а у меня лучше». Некоторые деятельные родители самостоятельно собирают подарок буквально «по крупицам»: покупают отдельно фрукты, подарочную упаковку, небольшую развивающую игрушку и конфеты по минимуму.

Во-вторых, подарки сотрудникам детского сада.

Если подарок охраннику, медсестре, завхозу, прачке, работникам кухни и физкультурному руководителю на Новый год в детском саду сводится к коробке конфет или торту с шампанским, то в отношении нянечек и воспитателей открыта дорога для полета фантазии. Самое простое – это небольшой «джентльменский набор» или, правильнее сказать, корзинка, куда входит банка икры, бутылка вина, конфеты или фрукты (например, ананас). Иногда подарки на Новый год в детском саду могут выходить за пределы съедобно-питьевых – тогда это банные полотенца, чайные сервизы, косметика или сертификаты известных фирм на ее покупку, конверт с деньгами. Многие, желая отблагодарить воспитателей за хорошо проведенную работу, подготавливают персональные открытки, поместив фотографии воспитанников в коллаж с новогодней рамкой.

В-третьих, необходимо выяснить, есть ли елка и игрушки.

Важно не переусердствовать в стремлении украсить группу действительно «волшебно», ведь детишкам предстоит находиться среди дождика и гирлянд почти месяц.

В-четвертых, стоит также заранее позаботиться о праздничном столе, который будет накрыт на Новый год в детском саду.

Либо родительским комитетом определяется сумма, необходимая на продукты, либо каждую семью просят принести на праздник конкретные продукты: рулеты, печенье, соки, фрукты.

Сценарий утренника готовится сотрудниками детского сада. Дети начинают репетировать новогодние выступления уже в ноябре с преподавателями. Разучиваются танцы и песни. Дома детишки вместе с родителями заучивают стихи и поздравления, а потом закрепляют выученный материал в детском саду. Малышам постарше достаются целые роли, ну и самые маленькие воспитанники не остаются в стороне, готовясь встречать Новый год в детском саду – разучивают четверостишья.

Каждому малышу отводится определенная роль во всем действе. Необходимо продумать наряд юного мушкетера или волшебной феи. Чтобы ребенок не затерялся в череде «зайчиков» и «лисичек», родители подходят к выбору наряда на Новый год в детском саду творчески. Иногда костюмы могут закупаться садом в соответствии с выбранным сценарием.

И да, чуть не забыли про главное действующее лицо, без которого не обходится ни один Новый год в детском саду – Дед Мороз. Оставим сказку про волшебника, который добирается на оленях с Севера, малышам. Увы, мы, взрослые, несколько прозаичнее. Дедом Морозом со Снегурочкой могут быть сотрудники детского сада. В том случае, если желающие отсутствуют, придется прибегнуть к помощи профессионального агентства.

Итак, подарки куплены, праздничный стол продуман, Дед Мороз со Снегурочкой наготове, сценарий разучен. Восторженные малыши в разноцветных костюмах готовы встречать Новый Год в детском саду. И вот, наконец, наступает долгожданный утренник. Отмечают его обычно в 20-х числах декабря. Название «утренник» вполне оправдано, ведь все действие проходит утром и длится не более 40-50 минут. Дед Мороз появляется с большим мешком, и детишки, в ожидании заветных подарков, с удовольствием участвуют в представлении: рассказывают стихи, разгадывают новогодние загадки и играют в детские забавы у разодетой елки. Список возможных игр большой.

07.12.22

  О музыкальном воспитании дошкольника в семье.

Обучая ребенка музыке, родители  ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

· обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

· развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, деятельность);

· способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.

15.01.23г.


ВОСПИТАТЕЛЬ ОБЯЗАН ПРИСУТСТВОВАТЬ НА КАЖДОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ И АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ:

  • Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
  • При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
  • Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
  • Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
  • Повторяет движения танцев.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.

                                                        06.10.23г.


« Театрализованная деятельность - основной компонент  музыкального воспитания детей

дошкольного возраста»

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования.

Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом.

Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Я убеждена, что основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности.

Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения.

                                     15.11.2023 г.


ЗАЧЕМ РЕБЁНКУ НУЖНЫ ТАНЦЫ? 

    Ещё в Древней Греции полагали, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всестороннее образование, включающее, помимо обучения арифметике и астрономии, музыку и танцы. В 20 веке швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. По Далькрозу, через общения с музыкой и танцами человек учится познавать окружающий мир и себя в этом мире, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитывать силу воли, коммуникабельность и развить творческий потенциал. Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без неё, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, истории , рассказанная с помощью движений.         Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции, что не всегда позволительно делать в повседневной жизни. Таким образом, танцевальное искусство несёт в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект: выражая, себя открыто и ярко. Танец позволяет полностью раскрепоститься и учит не бояться быть самим собой. Танцы – это также отличный способ укрепить своё здоровье. Плавные и экспрессивные движения распрямляют позвоночник, укрепляют мышцы и улучшают осанку. Но какое влияние оказывает занятие танцами на физическое и интеллектуальное развитие детей? Прежде всего, танцы дают правильную нагрузку на сердце. Это настолько нетравматичный вид физической нагрузки, что ими можно заниматься с четырехлетнего возраста. Кроме того, танцы хороши для мышц, суставов, сосудов. Занятие танцами хорошо помогает формированию у человека правильной осанки, корректируют спину, выпрямляет позвоночник. Большинство современных детей имеют сколиоз и другие проблемы со спиной. Но если дети танцуют, об этих неприятностях можно забыть. Никакой другой вид спорта так не корректирует спину и не способствует оздоровлению позвоночника. Кроме того, регулярные занятия, формируют правильную и красивую походку, что немаловажно для девочки. Танцуя, дети учатся понимать музыкальный ритм, слушать музыку, выражать свои чувства и эмоции под музыку. Знаете ли вы, что у танцующих малышей улучшается музыкальный слух? Не все дети ходят в детский сад, но потребность в общении есть у всех, даже у самых маленьких ребят. Когда детки танцуют, им гораздо проще найти общий язык. Сближает красивая ритмичная музыка и сама атмосфера танцевального класса, сближает веселье и грамотная работа педагога.     Кроме того, танцы хорошо раскрепощают. Если у вас скромный и стеснительный сынок или дочка – танцы сделают его смелее и раскрепощеннее. Танцующие дети быстро находят общий язык со сверстниками. Танцы снимают все барьеры в общении и не только. Ребенок, занимающийся танцами, становится намного подвижнее и открыт для общения. Когда дети танцуют, усиливается приток крови к основным органам (сердце и пр., в том числе и к головному мозгу, поднимается настроение. Многие дети становятся красивее в танце. Если ребенок танцует с раннего возраста, то у него сформируется красивая фигура, появится пластика движений и грация. Если детки танцуют с ранних лет, они будут учиться одеваться элегантно –есть интересная закономерность: дети, которые танцуют, имеют неплохой вкус в одежде. Не верите – попробуйте отдать ребенка на танцы и сами в этом убедитесь. Занятия танцами способствуют гармоничному физическому, эмоциональному и эстетическому развитию ребенка.

12.01.2024


Роль музыкального руководителя  и воспитателя в подготовке  праздников для детей.

 

Музыкальный руководитель является  и постановщиком ,и режиссером ,

и организатором , и сценаристом в подготовке утренника .

Работа начинается  с сочинения сценария  для праздника , подбора сказок  и сценок ,для того чтобы максимальное количество детей было задействовано на празднике. Затем идет подбор стихов  для детей. По программе «Министерства образования» на празднике должно звучать не более 10 стихов. Но детей в группе  20,остальные детки  участвуют в танцах, в сказке или сценке, со средней группы некоторые детки будут пробовать солировать  на празднике и исполнять песню индивидуально. Во 2-й мл.гр  появляются индивидуальные танцы, т.е танцует не вся группа, а только часть деток.

Индивидуальные танцы бывают: для девочек, для мальчиков и парные.

Движения танца  так же составляет музыкальный руководитель ,учитывая возрастные особенности детей данного возраста.

Как правило индивидуальные танцы , песни- соло, сценки и сказки , разучиваются  во второй половине дня. Дети в саду должны быть до 16.30.

Песни музыкальным руководителем подбираются соответственно способностям детей  в данной вековой группе.

10.02. 2024

«Пойте на здоровье!»

Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей.

При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов.

Можно ли учить ребенка петь? Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей.

 Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два-три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие и короткие. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.

 Как сделать так, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку?

 Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией.

Хороший, яркий, выразительный образец исполнения песни – это основа для воспитания у малышей интереса к пению. Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая такое исполнение, дети быстрее начинают подражать ему.

Музыкальный педагог должен не только владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Нужно следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему.

Один из важнейших компонентов пения — дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий). Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости.

 Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.

Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:

 «Собачки» — подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык);

 «Насос» — надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом);

 «Ветер» — рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.);

 «Задуваем свечи на торте»

 Вы можете делать эти упражнения дома вместе с ребенком.

А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения? Вот несколько советов.

Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.

Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха!

Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.

Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.

 Позвольте себе быть счастливыми и пойте на здоровье!

09.04.2024 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Веселимся и играем, Санки, лыжи и коньки, Мы зимой не заскучаем, Эх, весёлые деньки!